Рейтинги трудоустройства выпускников: зачем Минтруд оценил университеты и колледжи

7 июля 2025
Рейтинги трудоустройства выпускников: зачем Минтруд оценил университеты и колледжи

15 июня текущего года Министерство труда РФ представило инновационную систему мониторинга профессиональной реализации выпускников педагогических учреждений различного уровня. В отличие от традиционных списков, данный инструмент фокусируется исключительно на двух объективных критериях:

  • процент трудоустройства среди молодых специалистов очных отделений по истечении двух лет после получения диплома;
  • средний уровень доходов данной категории специалистов.

Для формирования ренкинговой базы были использованы официальные данные:

  • Рособрнадзор предоставил сведения о выпускниках;
  • Социальный фонд России — информацию о доходах.

Структура рейтингов: принципы формирования и географическое распределение

Система включает 81 специализированный списков, разделенный на две основные категории: 34 рейтинга для высших учебных заведений и 47 — для учреждений среднего профессионального образования.

 

Такой подход позволяет проводить объективное сравнение образовательных организаций с учетом их специализации и масштабов подготовки кадров. Особенностью методологии стало разделение учебных центров высшего образования и колледжей на группы по численности выпускников, что обеспечивает корректность сравнения как крупных многопрофильных, так и узкоспециализированных учебных заведений.

 

Анализ охватывает восемь основных направлений подготовки в университетах, включая технические, медицинские, педагогические и гуманитарные специальности, а также 24 приоритетные отрасли экономики для колледжей. Это позволяет не только оценить общую ситуацию на рынке труда, но и выявить региональные центры подготовки высококвалифицированных кадров. Результаты исследования демонстрируют, что качественное образование и востребованность выпускников обеспечиваются не только столичными, но и многими региональными учебными заведениями, активно сотрудничающими с работодателями. Поговорим о ключевых тенденциях.

 

1. Доминирование Москвы и регионов:

  • 14 реестров возглавили столичные университеты, что подтверждает их традиционно высокие позиции;
  • 20 перечней оказались под контролем региональных высших учебных заведений, включая четыре учреждения из Санкт-Петербурга и два — из Московской области. Это свидетельствует о растущей конкурентоспособности образовательных центров за пределами Москвы.

 

2. Лидеры по регионам
Наибольшее количество первых мест распределилось следующим образом:

  • Санкт-Петербург(4 топ-позиции) — подтверждает статус ведущего научно-образовательного центра;
  • Якутия(2 учреждения) — демонстрирует успехи в подготовке кадров для северных и арктических территорий;
  • Московская область(3 института) — отражает развитие профессионально-ориентированной инфраструктуры в ближнем Подмосковье.

 

3. Принцип группировки
Для обеспечения корректного сравнения вузы и колледжи были разделены на группы:

  • по численности получивших диплом (выше или ниже медианного значения);
  • по направлениям подготовки(для вузов — 8 категорий, для колледжей — 24 отрасли экономики).

 

Например, Северо-Восточный федеральный университет вошел в 21 рейтинг, а НИУ ВШЭ — в 11, что подчеркивает их многопрофильность.

Такой детализированный подход к структурированию данных позволил минимизировать погрешности и обеспечить объективность оценки.

Однако ключевой вопрос остается в том, какие именно критерии легли в основу расчетов и как интерпретировать полученные результаты.

Подберите программу обучения и
получите место в льготной группе
Оставьте заявку, и мы включим Вас в бонусную программу

Критерии оценки: как сравнивали учебные заведения

Методология ренкинга Минтруда основана на комплексной системе оценивания, обеспечивающей прозрачное сопоставление образовательных учреждений различной специализации и размеров. В рамках исследования вузы классифицированы по восьми фундаментальным областям подготовки:

  1. Точные и естественные науки (математика, физика, химия, биология)
  2. Технические дисциплины и прикладные технологии
  3. Медицинское образование и здравоохранение
  4. Агропромышленный комплекс и сельскохозяйственные науки
  5. Социально-экономический блок (включая правоведение, государственное управление и политологию)
  6. Педагогика и образовательные технологии
  7. Гуманитарные исследования
  8. Творческие специальности и искусство

Для обеспечения равных условий сравнения все учебные заведения распределены на две категории в зависимости от количества прошедших обучение — выше или ниже установленного медианного значения. Такой подход исключает искажение результатов при сопоставлении крупных университетов с небольшими специализированными институтами.

Для колледжей: 24 приоритетные отрасли.

Средние специальные учебные заведения оценивались по более узким, практически ориентированным направлениям, включая:

  • IT и цифровые технологии;
  • промышленное производство;
  • строительство и ЖКХ;
  • транспорт и логистику;
  • медицину и фармацевтику;
  • сферу услуг и другие.

Как и в случае с вузами, колледжи ранжировались с учетом количества молодых специалистов. Этот подход позволил учесть вклад крупных вузов в подготовку кадров для разных секторов экономики.

Почему это важно? Такая система оценки:

  • исключает прямое сравнение узкоспециализированных и многопрофильных вузов— они конкурируют только в «своих» категориях;
  • показывает реальное положение дел в отраслях— например, какие регионы сильны в медицине, а какие — в IT;
  • дает абитуриентам четкие ориентиры при выборе между столичными и региональными учебными заведениями.

Однако сами по себе критерии — лишь часть картины. Куда интереснее посмотреть, какие именно вузы и колледжи стали лидерами в своих категориях и почему.

Такой многоуровневый подход делает представленный перечень Минтруда не просто «списком лучших», а ценным аналитическим инструментом для всех участников образовательного процесса.

Значение и практическая ценность рейтинга

Публикация рейтингов трудоустройства выпускников Минтрудом знаменует новый этап в оценке качества образования в России. Использование деперсонализированных данных о 1,5 млн получивших диплом ежегодно обеспечивает беспрецедентную объективность методики, исключая субъективность экспертных оценок.

 

Ключевые преимущества рейтинга:

  • полнота охвата— учитываются все регионы и образовательные учреждения;
  • актуальность данных— ежегодное обновление на основе официальной статистики;
  • практическая ориентированность— четкая связь между качеством образования и показателями трудоустройства.

Особого внимания заслуживает успех региональных вузов, демонстрирующих конкурентоспособные результаты благодаря адаптации программ под потребности местных рынков труда.

Мультифункциональная роль:

  • для абитуриентов — навигатор выбора профессии и учебного заведения;
  • для образовательных учреждений — стимул к развитию партнерства с работодателями;
  • для работодателей — источник информации о подготовке кадров;
  • для органов власти — база для принятия решений о финансировании образования.

Такой комплексный подход формирует новые стандарты оценки эффективности образовательных учреждений, смещая акцент с репутационных факторов на измеримые результаты трудоустройства выпускников.

 

Как показал опыт Минтруда, качественное образование — это не только столичные вузы. Наш медицинский колледж демонстрирует результаты на уровне лидеров рейтинга, обеспечивая закончившим обучение:

  • высокий процент трудоустройства благодаря партнерству с ведущими медучреждениями;
  • конкурентные зарплаты уже в первые годы работы;
  • практико-ориентированные программы, адаптированные под реальные запросы работодателей.

 

Выбирайте «МедСкиллс», где Ваше будущее начинается с уверенного старта. Хотите узнать больше о поступлении? Наши методисты с радостью ответят на все вопросы:

Узнайте минимальный проходной балл
в 2025 году, оставив заявку

 

button-icon